Что меняется в избирательном законодательстве Беларуси? Подробности

76

На Правовом форуме Беларуси 2 ноября завершилось общественное обсуждение проекта закона «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь», организованное Национальным центром законодательства и правовых исследований. Поступившие предложения, включая весьма развернутые от юристов и представителей гражданского общества, обещают сделать этот кодекс максимально эффективным инструментом одной из важнейших демократических процедур. Итак, что же предлагается?

Основные изменения в Избирательный кодекс

♦ Для кандидатов в ­Президенты увеличен до 40 лет возрастной ценз и до 20 лет — ценз оседлости

♦ Установлено не более двух сроков, на которые может быть избрано ­Президентом одно и то же лицо

♦ Предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании

♦ Вводится раздел, который определяет порядок избрания делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества

♦ Регламентированы процедуры признания выборов ­Президента, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики неконституционными или нелегитимными

♦ Скорректированы сроки избирательных процедур. Сокращен срок на аккредитацию национальных наблюдателей до дня досрочного голосования

♦ С учетом мнения регионов также оптимизированы сроки выборов в Совет Республики, которые будут организованы после единого дня голосования депутатами местных Советов депутатов нового, 29‑го созыва

♦ Участки для голосования за рубежом образовываться не будут

♦ Предложено не образовывать окружные и районные в Минске комиссии по выборам депутатов областных и Минского городского Советов депутатов, а их функции передать 110 окружным комиссиям по выборам депутатов Палаты представителей

♦ Уменьшено количество членов районных, городских (городов областного подчинения) комиссий, городских (городов районного подчинения), поселковых, сельских комиссий. Количество членов участковых комиссий остается прежним (5 — 19 человек)

♦ Предложено отменить порог явки на выборах депутатов Палаты представителей по аналогии с выборами в местные Советы депутатов с целью обеспечения единообразных подходов к процедурным вопросам при организации выборов в единый день голосования

♦ Изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: 1 процент от избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей

В Избирательном кодексе планируется закрепить и новые полномочия ЦИК по осуществлению информационно‑просветительской деятельности во взаимодействии с другими государственными органами и организациями. 28 октября руководители Министерства образования и Центральной комиссии утвердили План мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2023 год.

Таким попыткам отныне — мощный заслон, говорит Игорь Карпенко:

— ЦИК будет участвовать в повышении правовой культуры молодежи для того, чтобы наша молодежь сформировала устойчивую избирательную культуру, активно участвовала в выборах и включалась во все вопросы управления государством.  

Белорусская республиканская коллегия адвокатов поддерживает возможность для граждан, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Председатель БРКА Алексей Шваков пояснил:

— Мы считаем, что это правильное решение. Гражданин Беларуси, который находится под стражей и который приговором суда еще не признан виновным, на наш взгляд, должен иметь право голосовать. У лиц, которые решением суда не признаны виновными и не являются в соответствии с законом преступниками, право голосовать должно быть.

В соответствии с Конституцией граждане, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, обладают избирательным правом. Аналогичная соответствующая корректировка будет внесена и в Избирательный кодекс. Осужденные же, то есть признанные судом виновными и отбывающие наказание в виде лишения свободы, права голосовать не имеют, добавил Алексей Шваков.

Единый день голосования — в 2024 году

В октябре прошлого года Конституционный Суд признал введение единого дня голосования для выборов депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов конституционно целесообразным, поскольку это способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней.

Кроме того, одновременное проведение выборов депутатов позволяет общественно‑политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу. Председатель ЦИК Игорь Карпенко уточняет:

— Ранее у нас были отдельные выборы в местные Советы депутатов, парламентские выборы, потом президентские. Мы постоянно были в состоянии избирательного процесса. Теперь у нас будет больше возможностей для стабильного развития, реализации намеченных социально‑экономических планов и программ, которые принимаются на пять лет. Поэтому мера оправданна и сыграет свою позитивную роль.

Игорь Карпенко, Председатель ЦИК:

— Законопроект об изменении Избирательного кодекса соответствует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках стран СНГ, которая существует уже 20 лет. Стоит отметить, что страны — члены ОБСЕ до сих пор не выработали подобного концептуального документа. Отсюда порождение двойных стандартов к оценке выборов в разных странах. Я же, как Председатель ЦИК, буду руководствоваться исключительно Конституцией и тем Избирательным кодексом, который будет принят. И мы готовы в рамках обсуждения законопроекта учитывать замечания и предложения граждан.

По материалам vitvesti.by sb.by

 

Наши контакты

Наш адрес

210015, Республика Беларусь, г.Витебск, Ул.Калинина, 4

8 (0212) 26-29-22 (тел./факс)

vitprofkult@mail.ru

Время работы

Пн-пт: 08.30 - 17.00

Сб-вс: выходной

Нажимая кнопку "Отправить" вы принимаете условия Политики обработки персональных данных.