РЕПОРТАЖ: Магия создания хрупкой вечности, или Чем пленяет витебская майолика

15

Прежде всего Людмила Ковальчук объяснила значение слова "майолика". Под ним обычно понимают разновидность керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Это ремесло уходит корнями в Древний Египет и Вавилон, но расцвет его пришелся на XV-XVII века в Италии. Сюда оно попало из Испании через остров Мальорку, который и дал название этому виду прикладного искусства. Ею занимались не только народные мастера, но и знаменитые художники - Врубель, Васнецов, Головин, а также западные модернисты - Пикассо, Леже, Эшер.

 

 

В Беларуси, в частности Витебске, майолика занимала особое место и по большей части ценилась в кругах знати. Изготовление таких изделий требовало как специфических условий труда, так и качественного материала. В Витебске было несколько керамических заводов, где изготавливали изразцы в этом стиле. В прошлом белорусская майолика оказала влияние на русскую: мастеров из нашей страны приглашали в Москву, где они оформляли храмы изразцами, а заодно перенимали технику майолики у европейских мастеров. Одним из известных белорусских мастеров того времени был Степан Полубес, родившийся в Мстиславле, чьи творения до сих пор украшают знаменитые храмы, в том числе в российской столице.

 

 

В Витебском областном краеведческом музее находится целая коллекция деталей, дошедших до нас сквозь века. Большое количество их было найдено в Верхнем и Нижнем замке - на левом берегу от устья реки Витьба, где она впадает в Западную Двину. "В найденных археологических артефактах поражает то, как краски, рисунки и глазурь сохранились практически нетронутыми. Майолика и при использовании не тускнела, не теряла своей яркости. Я называю ее хрупкой вечностью: такое изделие можно разбить, но нельзя уничтожить, отдельные фрагменты могут лежать в земле столетиями", - отметила мастер.

 

Как говорится в некоторых исторических книгах, глину для керамики внуку заготавливал дед. Для начала ее нужно было добыть, а в витебских краях природного ископаемого было в достатке. Однако при этом не каждая глина годилась для глазурованной керамики. Она должна была быть однородной, без примесей. Ее очищали и давали вылежаться в ямах несколько лет. И только потом, когда глина доходила до нужной кондиции, гончары приступали к работе с ней.

Сегодня Людмила Ковальчук использует уже готовую глину - вакуумированную. Она рассказала, что от ее качества зависит итоговый внешний вид изделия. Бывает, что в исходном материале скрывается изъян - примесь другой породы. И во время лепки он не выявляется, как и при первом обжиге. Когда уже на готовый черепок (так гончары называют полуфабрикат - предмет, который не прошел окончательную термообработку) нанесены рисунок, глазурь и он прошел второй обжиг при более высокой температуре, такой дефект глины может стать очень неприятным открытием. Представьте, что мастер потратил немало времени на все предыдущие этапы, и только достав кувшин, тарелку, игрушку из печи, обнаруживает, что на них есть скол.

Что касается декорирования глазурью, то мастер рассказала, что витебская майолика открыла в керамике цвет. Для нее было характерно пятицветие - синий, зеленый, белый, желтый и фиолетовый. Раньше гамма оттенков в этом виде искусства была преимущественно сдержанной. В витебском крае расширили спектр и не ограничивались типичной для Беларуси коричневой глазурью (а это был цвет, олицетворяющий землю и ее дары). Майолика здесь расцветала букетами, переходящими в древо жизни, и типичными для Витебщины орнаментами. Именно такие изразцы и осколки кувшинов, тарелок доставали из недр земли археологи. По ним и множеству изученных книг Людмила Ковальчук восстанавливает облик типичной для XVI-XVII веков белорусской керамики.

Майолика привлекла ее много лет назад. Людмила Ковальчук училась тогда в художественном училище под Москвой. "Этот вид искусства заворожил меня тем, что в майолике можно писать - как художник картины. Писать кисточкой свободно, не поправляя. Это непростой метод, для него нужно настроиться, чтобы все получилось, отбросить негативные мысли. И на керамические изделия можно наносить любой рисунок, начиная от рельефного и заканчивая свободной росписью. Тематика для этого подходит любая - как исконно народная, так и современная, вплоть до портрета", - подчеркнула мастер.

Особенно ценна майолика тем, что сегодня ее изготовление проходит те же этапы, что и 4-5 веков назад. С той лишь разницей, что витебский мастер старается в традиционное ремесло привносить элементы современности. Все начинается с подготовки глины. Затем из куска непримечательной массы рождается керамический "младенец" - тот самый черепок, который при правильной заботе рук мастера превращается в изысканный предмет обихода или декора. Потом на его поверхность наносится слой белой непрозрачной оловянной эмали. Это создает белый фон - как на фресках. Для рисунка берут пигменты, причем те же, что и в XVII веке: цвета на основе металлов - синий, желтый.

"Краски при обжиге ведут себя очень непредсказуемо. Есть такие краски, соли, которые вообще не видишь при нанесении рисунка, они проявляются только при высокой температуре. Иногда не знаешь, что получится в итоге. Как правило, первые результаты поражают мастера. Затем, когда уже ближе знакомишься с майоликой, начинаешь предугадывать, что может выйти в итоге. Годы практики позволяют накопить опыт, а без него мастер остается слепым котенком в этом искусстве. Однако майолика тем и интересна, что дает богатство цвета и способна вызывать удивление даже у маститых художников", - выразила свое мнение керамист.

Людмила Ковальчук по витебскому изразцу изготовила декор для большого камина. Эта работа заняла у нее три года. Каждую глиняную деталь сначала нужно было вылепить, обжечь, покрыть глазурью, расписать и снова обжечь. Этот шедевр керамического искусства позволил ей выиграть грант Президента Беларуси на поддержку и развитие витебской майолики.

На полученную премию мастер приобрела специальную печь для обжига объемом 60 л. Одновременно в ней можно обжигать несколько кувшинов, а если добавить полочку, то и более 20 мелких изделий. "Вообще у гончара для работы должно быть две печи: одна - чтобы получить терракотовые изделия, вторая - непосредственно для майолики. Первая термообработка идет при 900 градусах, вторая - при 1200 градусах. И для более результативной работы хорошо бы разделять эти процессы для каждой печи", - пояснила мастер, добавив, что на обжиг уходят сутки. Каждый этап занимает по 5 часов, и столько же времени черепки остывают.

Свои работы Людмила Ковальчук презентует на различных выставках. Одна из последних крупных проходила во время "Славянского базара в Витебске". На ней мастер представила набор шахмат, выполненных в стиле майолики, и стала лауреатом первой премии. На глиняных клетках художница изобразила национальные орнаменты, каждый из которых несет силу, рост, стабильность, позитив и поддержку.

Фигурками на игральной доске стали образы горожан и зажиточных дворян - магнатов, а также животные, которые характерны для Беларуси. Исключением были только слоны, но и они имеют на себе отпечаток белорусского стиля. Примечательно, что каждая фигурка представляет собой свистульку, которую не сразу разгадаешь. Например, у "короля" на плече сидит птичка-свистулька, а ладья представляет собой "поющий" корабль.

 

В одежде "королев" Людмила Ковальчук воплотила элементы городского и аристократического женского костюмов XVII века, предварительно изучив стиль и образцы по книгам. Словом, все продумано до деталей, несмотря на то, что мастер готовилась к выставке в режиме горящего дедлайна и справилась со своей задачей за два месяца. Как отметила автор уникального шахматного набора, в следующий раз она воплотит те идеи, которые не успела реализовать изначально.

Еще одной отдушиной и любимыми изделиями для Людмилы Ковальчук являются куклы. В них тоже воплощается милая ее сердцу майолика: детали кукол, особенно лица, мастер изготавливает из глины и дополняет яркими костюмами. В копилке работ есть несколько оригинальных и неповторимых кукол, радующих глаз, особенно любителей подобных изделий, которые приобретают их для декора дома и пополняют ими частные коллекции.

Витебскую майолику оценили не только маститые профессора и деятели искусства, видевшие произведения Людмилы Ковальчук на различных конкурсах и выставках, но и юные жители областного центра. Кружок керамики посещают маленькие витебчане, где дочь Людмилы Ковальчук - Елена Колуханова - приобщает их к магии создания хрупкой вечности, чтобы оставить на память о себе нечто прекрасное и уникальное. Таким образом идет преемственность поколений как мастеров, так и любителей майолики.

БЕЛТА

Наши контакты

Наш адрес

210015, Республика Беларусь, г.Витебск, Ул.Калинина, 4

8 (0212) 26-29-22 (тел./факс)

vitprofkult@mail.ru

Время работы

Пн-пт: 08.30 - 17.00

Сб-вс: выходной